28 майя 2022

КОЛОРИТ СЕВЕРНОЙ ОСЕТИИ ВОСХИТИЛ СЕВЕРНУЮ СТОЛИЦУ

29.04.2022 | 12:02

«Осетинская палитра на берегах Невы» (2022) – шестая по счету выставка в рамках большого творческого проекта, в рамках которого художники, родившиеся в Северной или Южной Осетии и окончившие высшие художественные учебные заведения в Петербурге, знакомят зрителей с результатами поисков и открытий, которыми отмечен их творческий путь.

Представленные работы раскрывают не просто разнообразие видов и жанров изобразительного и декоративно-прикладного искусства, но и саму разностороннюю культуру осетинского народа в художественном пространстве Северной Столицы. Своего рода эпиграфом выставки вновь выступают тематические полотна, отсылающие к библейским или мифическим образам.

Это живописные произведения Евгения Абаева (1950-2019) – одного из активных помощников и участников проекта «Осетинская палитра на берегах Невы», соединившего в своей творческой и педагогической практике принципы академической и «мухинской» школы, и работы Чермена Гугкаева, Магреза Джиоева, Марата Каджаева, Сергея Секирина и Батраза Кучиева, участвующего на выставке также своими витражами.

Традиции живописной школы Санкт-петербургской Академии художеств по-разному раскрываются у каждого из авторов. Это может быть монументальный по характеру образ-символ у Магреза Джиоева или исполненные барочной динамики полотна Мурата Кесаева.

Сдержанной первозданной силой наделены персонажи старинных преданий Марата Каджаева или многоплановый образ Сергея Секирина, построенный на переосмыслении сюжета Распятия. Своего рода торжественным величием, присущим полотнам на исторические сюжеты, отмечены и натюрморты-панно Александра Перепелицына.

Иную грань реалистической школы раскрывают работы Александры Хохоевой, где эффектным женским образам под стать богатая и мощная живописная палитра. В работах доцента кафедры живописи СПГХПА имени А.Л. Штиглица Эльвиры Тибиловой, являющейся инициатором и вдохновителем в организации этого интересного проекта наверное, окажутся особенно близкими человеку, родившемуся и выросшему в дождливом Петербурге и привыкшему к его сдержанной гамме, мокрому асфальту и бликующим отражениям зданий и светящихся окон.

Жанры пейзажа и натюрморта в экспозиции поддерживает живописная композиция Махарбека Тибилова и работы Елены Судаковой, выполненные в технике холодного батика.

Произведения Дианы Деканози тяготеют к формату своеобразного синтеза учебной поставки, принятой в «мухинской школе», и завершенного произведения, где автор исследует и испытывает образные возможности ключевых выразительных средств и приемов живописи. Свое прочтение тенденций искусства начала ХХI века предлагает Сабина Газзаева в большеформатной минималистической композиции, выполненной в смешанной технике (нить, палочки).

Взаимодействие натурных впечатлений и пластическое их обобщение заметно и в скульптурных композициях Заурбека Дзуцева и в произведениях Алана Гобозова и Павла Ясыченко.

Декоративно-прикладное творчество Дзерассы Лозовой вызывает ассоциации с артефактами аланской культуры, где зооморфные мотивы заключают в себе эхо первобытных верований и обрядов.

В ряду работ, находящихся как бы на границе разных видов и техник искусства – графическая интерпретация Анны Кабоевой лермонтовского «Демона» и иллюстрация Кристины Хаймановой по мотивам фильма «Цвет граната» замечательного режиссера Сергея Параджанова.

Проект «Осетинская палитра на берегах Невы» (и нынешняя выставка вновь веско это подтверждает) имеет особую общекультурную, и, без преувеличения, общечеловеческую направленность. Ведь объединенные в экспозиции работы представителей разных поколений и школ, работающих в широком спектре видов, жанров и техник – отнюдь не обращенный к самому себе монолог автора, построенный на только ему понятной системе знаков и шифров, но подлинный культурный диалог участников выставки друг с другом и с ценителями искусства.

Язык искусства, стремящегося сохранить свою культуру живой и минимально ассимилированной глобальной цивилизацией, поистине универсален.

Мы испытываем ощущение благоговения перед возвышенным и вечным в изображениях евангельских сюжетов, героев Нартовского эпоса, преданий и притч, истоки которых теряются в глубине веков.

И это ощущение тут же сменяется умиротворенным спокойствием, рожденным созерцанием образов камерных, связанных с жанрами натюрморта, пейзажа или интерьера, или образцов ювелирного искусства, где нас восхищает мастерство авторов, уверенно справляющихся с решением самых сложных технических задач, требующих точного глаза и совершенного мастерства.

Нам не обязательно иметь исчерпывающее представление о сюжетах представленных работ, где многое связано с обычаями и традициями осетинского народа.

Однако не нуждается в развернутых словесных пояснениях сам мир образов, созданных участниками выставки, их неравнодушием к тому, что происходило в далеком и недавнем прошлом, что имеет место сейчас, и, возможно, определит наше общее будущее.

 

Руслан Бахтияров,

кандидат искусствоведения,

член Союза художников России,

сотрудник Государственного Русского музея,

доцент СПГХПА имени

А.Л. Штиглица, дипломант РАХ.