30 апреля 2024

УРОКИ АЛИХАНА МАКОЕВА

15.07.2022 | 17:53

Братская могила у въезда в Чиколу… Это место было особо дорого сердцу Алихана Макоева – здесь похоронены многие из его боевых товарищей. На снимке: Алихан Амурханович во время выступления на одном из проводившихся здесь мероприятий памяти.

Во время битвы за Кавказ мне, тогда фронтовому корреспонденту, довелось слышать, как группа советских разведчиков во главе с лейтенантом Макоевым разгромила вражеский штаб, располагавшийся в школе родного села этого офицера – Чикола. Тогда познакомиться с ним не пришлось: Макоев был ранен, а затем наши боевые дороги разошлись… Но все последуюшие годы меня не покидала надежда на встречу с Макоевым, который, как я знал, в период Великой Отечественной войны удостоился звания Героя Советского Союза.
Некоторое время назад я наконец-то побывал в Орджоникидзе. В военкомате мне сообщили неутешительную весть: вот уже полгода Макоев болен. Только и сумел тогда увидеть его фотографию в личном деле, прочитать фронтовые реляции.
И вот новая поездка в Орджоникидзе. У входа во Дворец пионеров и школьников, где должно было состояться собрание ветеранов партии, войны и труда Северной Осетии, я увидел человека, лицо которого показалось знакомым.
– Извините, вы – товарищ Макоев? – спрашиваю.
– Так точно, – по-военному последовал ответ Героя Советского Союза подполковника в отставке Алихана Амурхановича Макоева. Мы прошли в зал и сели в последнем ряду. Разговорились. Я узнал, что после увольнения из армии Макоев был директором завода стройматериалов, потом работал на предприятиях, связанных с заготовкой сельскохозяйственных продуктов. Подводит фронтовика здоровье. Семь ранений, из которых два – тяжелых, дают о себе знать. Пришлось ему даже на время оставить работу.
Правда теперь дело идет на поправку, и Макоев готовится вернуться к делу.
Началось собрание. Пошел большой разговор об участии ветеранов в выполнении задач, выдвинутых в постановлении ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы». Мой сосед внимательно воспринимал все, о чем говорилось с трибуны. Шла ли речь о ценном опыте или о недостатках пропаганды и агитации, он заинтересованно прислушивался, отзываясь замечанием, репликой. Особенно живо реагировал на выступления о военно-патриотическом воспитании молодежи, об уроках мужества.
Алихану Амурхановичу и самому доводилосъ проводить эти уроки и на заводе, и в колхозе, и в Орджоникидзевском высшем общевойсковом командном училище имени Маршала Советского Союза А.И. Еременко. Приезжая в село Чикола, фронтовик идет с уроками мужества в школу, в которой в детстве учился. Школьный музей, экспозиция которого посвящена боевому пути 295-ой стрелковой дивизии от предгорий Кавказа до Берлина, создавался при активном участии Макоева – сначала ротного, а потом комбата 1042-го стрелкового полка того же соединения. Именно с родной школой связан первый ратный подвиг Макоева, о чем я выше упоминал. Он был награжден тогда медалью «За боевые заслуги». Теперь я знаю, что произошло тогда в Чиколе, и хочу подробно рассказать об этом.
Декабрь 1942 года. Пулеметная рота, возглавляемая молодым коммунистом лейтенантом Макоевым, зашищала оборону в шести километрах от Чиколы. В это время группа разведчиков готовилась идти в ночной поиск, Макоев обратился к командованию с просьбой доверить ему руководство группой.
– Но вы же пулеметчик, а не разведчик.
– Очень нелегко придется разведчикам, – отвечал на это Макоев.
– А я из местных, каждый бугорок, каждую лощину здесь знаю. Если потребуется, смогу поговорить с горцами на их родном языке. Вот почему у меня больше шансов не только выполнить задачу, но и вернуться без потерь.
…Пятнадцать бойцов-добровольцев вошли в группу под командованием лейтенанта Макоева. Одетые в белые маскхалаты, разведчики, как стемнело, по-пластунски поползли вперед. Потом по уступам крутых берегов Уруха, реки, рождающейся в ледниках, они все глубже пробирались во вражеский тыл. Пройдя затем неубранное осенью кукурузное поле, группа добралась до села Чикола. На его окраине Макоев остановил разведчиков, а сам пошел к небольшому домику, где до войны жила семья преподавателя литературы Басиева. Школьником Алихан Макоев частенько гостил в этом домике – читал книги, подолгу беседовал с любимым учителем.
Макоев постучал, как бывало, и, услышав за дверью шаги, окликнул учителя. Басиев узнал голос своего бывшего ученика, впустил его в дом. Кратковременной, но радостной была их встреча. Макоев торопился. Басиев с горечью сказал Алихану, что в сельской школе разместился штаб гитлеровской части. У входа стоит часовой. А патруль, наверное, боится стужи и поэтому не часто выходит.

Памятник на могиле А. Макоева на территории Братской могилы у въезда в Чиколу

Вскоре Макоев вернулся к разведчикам и знакомыми проулками повел их к школу. Там они притаились. Сначала бесшумно убрали часового. Вышедших через короткие промежутки времени двух офицеров бойцы захватили в качестве «языков» и увели.
Тогда-то и решил лейтенант Макоев устроить врагу грозную побудку. Несмотря на остроту момента, Алихан вдруг вспомнил случай из детства: играл в футбол и ненароком разбил мячом окно в школе. Досталось ему тогда за эту провинность… Теперь же Макоев собирался бросать во все школьные окна кое-что посерьезнее. Это было невыносимо трудно – взрывать школу, свою родную школу, с которой связано столько светлых воспоминаний, столько счастливых дней… Но сейчас в ней лютые враги, и надо было им преподать суровый урок. «А школу – школу мы отстроим после войны», – подумал Макоев. И по его команде разведчики стали бросать в окна гранаты. Раздались взрывы, в разных местах взметнулись языки пламени, застрочили автоматы…
Поисковая группа вернуась к своим без потерь, доставив в штаб дивизии двух «языков» и ценные документы, добытые в ходе боя.
Отец Алихана, узнав о награждении сына медалью «За боевые заслуги», прислал ему письмо: «Поздравляю тебя, сынок, горжусь твоей храбростью. Я, конечно, тревожусь за тебя, но и крепко верю в тебя, Алихан. Верю, что ты еще не раз прославишь нашу фамилию…»
Макоев-старший оказался прав. Его сын совершал подвиг за подвигом. На юге Украины передовой отряд под командованием офицера Алихана Макоева занял крупный опорный пункт противника и тем самым обеспечил продвижение главных сил. Потом были форсирование Днепра в районе Херсона, переправы через Южный Буг, Днестр, Вислу. Батальон, которым командовал старший лейтенант, а затем капитан Макоев, – неизменно в авангарде. На груди отважного комбата засветились ордена Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени.
В боях за Вислой офицер был ранен в шестой раз. При всех предыдуших ранениях он оставался на поле боя или дальше дивизионного медсанбата следовать отказывался, не желая покидать свой батальон. Но теперь Макоев потерял столько крови, что был увезен в госпиталь.
Ко времени боев на Одере он вернулся в родную 295-ю стрелковую дивизию. В марте 1945 года батальон под командованием майора Макоева в течение суток успешно отразил пять контратак вражеской пехоты и танков. В критический момент комбат с противотанковыми гранатами бросился вперед, увлекая за собой подчиненных. Гитлеровцы отступили, потеряв восемь танков. Батальон отличился и при прорыве вражеских укреплений с Кюстринского плацдарма. В пробитую им брешь устремился полк, а затем и дивизия. Здесь Макоева ранило в седьмой раз, однако, верный себе, он продолжал сражаться.
Генерал-лейтенант Ф. Боков, бывший член военного совета 5-ой ударной армии в изданной недавно книге «Весна Победы», рассказывая о боях в Берлине, отмечает высокое мужество майора Макоева: «Комбат находился на самых опасных участках и лично истребил в рукопашных схватках 12 вражеских солдат».
Представляя майора А. Макоева к званию Героя Советского Союза, командир полка подполковник Ф. Чайка написал, что «его батальон овладел одним из берлинских вокзалов и четырьмя кварталами города… Когда огнем артиллерии были проделаны проходы в стенах домов Мо-нетного двора, Макоев поднял воинов батальона в атаку. В итоге этих боев опорный пункт был взят. Батальон захватил в плен около 300 гитлеровских солдат и офицеров…»
Так воевал за Родину бесстрашный сын Северной Осетии коммунист Алихан Амурханович Макоев.
…Уже давно закончилось собрание ветеранов во Дворце пионеров и школьников. Опустел зал, а мы, с Макоевым еще долго продолжали беседовать. Алихан Амурханович делился планами на будущее, мыслями об уроках мужества, которые ему предстоит проводить. Я слушал героя и думал, что сами подвиги Макоева и вся его жизнь представляют собой замечательные уроки отваги, любви и верности Отчизне. Уроки, ценность и мудрость которых – непреходящи.

Д. ИСАКОВ,
Орджоникидзе.
Газета «Красная звезда», 13 ноября 1979 года.