19 апреля 2024

ЛЕВ ТОЛСТОЙ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР

03.12.2020 | 17:33

Недаром ведь в народе говорят: мол, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Это утверждение в полной мере относится и к Зурабу Хадонову. В этом человеке, профессиональная деятельность которого относится к сугубо технической сфере, проявились еще и другие таланты, вроде бы весьма и весьма удаленные от основного рода занятий. Это обнаружилось, в частности, когда в печати стали появляться публицистические статьи З. Хадонова на злободневные темы. Озвучиваемые в них его мысли и суждения по самым разным вопросам происходящих в жизни  общества социально-политических процессов, как правило, вызывают живой интерес у читателей.

Вот одну из таких его статей и предлагаем сегодня вашему вниманию (она была опубликована 10 сентября 2008 года в газете «Северная Осетия»). Следует иметь в виду, что точка зрения автора во многом связана с происходившими тогда трагическими событиями в Южной Осетии. Тем не менее, полагаем, суждения автора и сегодня актуальны и заслуживают внимания.

 

Для нас 180-летний юбилей великого писателя совпал с недавними трагическими событиями в Южной Осетии, где так называемая молодая грузинская демократия, взращенная разведслужбами США, продемонстрировала невиданные доселе жестокость, лицемерие и ложь, поставив перед собой задачу частью уничтожить, а частью изгнать осетинский народ с родной земли, на которой он живет уже много веков, то есть устроить ему очередной, третий уже по счету, геноцид.

Президент Саакашвили за три часа до нашествия, когда уже был отдан приказ о внезапном нападении на республику, не моргнув глазом доброжелательным тоном объявил мирным гражданам, чтобы они не верили слухам о каком-то нападении, что он никакого нападения не допустит! На самом же деле это была дешевая инсценировка, чем-то напоминающая древнего троянского коня. Усыпить бдительность мирных граждан, чтобы их легче было уничтожить! Вообще, представителя события специально перевернутыми с ног на голову у некоторых политиков, видимо, крепко входит в моду. Саакашвили везде выступает, показывая собственные залповые обстрелы Цхинвала: вот, смотрите, как российские войска обстреливают город. Гитлер, как и Саакашвили, уверяя Москву в мирных намерениях, вероломно напал на СССР, был полностью сокрушен, а мир – спасен от коричневой чумы. И немцы правильно сделали, что покаялись. Но когда Россию вместо выражения благодарности призывают сделать то же самое за грехи большевиков, то это уже напоминает «методы» Саакашвили. Почему-то не каются французы, хотя жестокость Робеспьера и якобинцев была не меньшей, а войны Наполеона поставили Францию на грань катастрофы. Почему-то не каются англичане, хотя жестокость Кромвеля, который потопил Англию в крови двух гражданских войн, была ничуть не меньше (неслучайно Маркс считал, что Кромвель совмещал в себе черты Робеспьера и Наполеона).

О зверствах, которые творили «борцы за конституционный порядок» (память невольно воскрешает гитлеровский «орднунг»), написано и показано уже немало. Зададимся вопросом: откуда это? Неужели в XXI веке, когда история человечества знает уже две мировые войны, когда зверства фашизма осуждены всеми, люди вновь возвращаются к этому? Ведь события в Южной Осетии неединичны. На наших глазах подобные события постоянно вспыхивают в разных точках, получивших даже свое название – горячие. Однополярный мир становится все более бесконтрольным. Стремление США к мировому господству, если раньше еще маскировалось демократическими движениями, то сегодня практически уже не скрывается.

И мне в связи с этим вспомнились слова из детства, которые висели в нашей школе почему-то на самом видном месте: «Мир можно сохранить только тогда, когда народы возьмут дело мира в свои руки и будут отстаивать его до конца».

Это – слова Сталина. Именно народы, а не политики! Не знаю, почему мне запомнились эти слова, возможно, я никак не мог представить себе в детстве, как это народы возьмут дело мира в свои руки, возможно, наша семья очень пострадала от войны, и я хотел, чтобы ее никогда больше не было. Но смысл этих слов не только не устарел, а мне кажется, сегодня приобрел еще большую актуальность.

Разве грузинский народ не знал, на что идет Саакашвили? Или разве грузинский народ не помнит, что Россия никогда Грузию не завоевывала и Георгиевский трактат 1783 года о вхождении Грузии под покровительство России был подписан по просьбе грузинского царя Ираклия II, который не знал, как спасти свою страну от посягательств Ирана и Турции? И что именно после этого Грузия в течение двух веков получила небывалое до этого развитие, в том числе и в годы советской власти? И чем же она отплатила за это России? Черной неблагодарностью. Как только Россия ослабла и потеряла былую мощь, под восторженные возгласы народа грузинские власти повернулись в сторону Запада и переписали историю своей страны, в которой в грузинских школах стали преподносить галиматью о том, будто Россия силой покорила Грузию и в течение более чем двух столетий держала ее под таким тяжелым гнетом, что та не могла ни вздохнуть, ни выдохнуть.

А разве грузинский народ не знает, что в самые тяжелые для Грузии исторические моменты Осетия всегда приходила ей на помощь и защищала ее в боях вместе с грузинами? И что в благодарность? Стереть Южную Осетию с лица земли при молчаливом согласии грузинского народа!

Поэтому принятое руководством России решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии следует считать выдающимся историческим событием, единственно верным и своевременным в создавшейся ситуации. Разве немецкий народ не знал, на что идет Гитлер? Разве народы не знают, что война никому еще счастья не приносила, ни победителям, ни побежденным? Разве вся история войн, включая Александра Македонского, Цезаря, Наполеона, Гитлера, не является тому ярким свидетельством? Вспомним хотя бы, чем закончили жизнь эти люди!

А как ведут себя некоторые известные представители грузинского народа после трагических событий в Южной Осетии? Вахтанг Кикабидзе, любимец не только грузинской, но и российской публики, громогласно отказался от ордена Дружбы в знак протеста против ввода российских войск в Южную Осетию. И ни словом не обмолвился о том, что там творили грузинские войска, не выразил даже тени сожаления о случившемся!

Это еще раз подтверждает справедливость сказанных выше слов, ибо войны всегда начинаются с молчаливого или публичного согласия народа. Пока народ не осознает всю их губительность, в том числе и для себя самого, они будут продолжаться.

«…И началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, измен, воровства, подделок и выпуска фальшивых ассигнаций, грабежей, поджогов и убийств, которого в целые века не соберет летопись всех судов мира». Так начинает описание начала войны 1812 года Лев Толстой в «Войне и мире». Далее он пишет о продвижении Наполеона с Запада на Восток: «Он ехал в дорожной карете, запряженной шестериком, окруженный пажами, адъютантами и конвоем, по тракту на Позен, Торн, Данциг и Кенигсберг. В каждом из этих городов тысячи людей с трепетом и восторгом встречали его». Толстой специально это подчеркивает, спрашивая, как и мы: разве эти люди не знали, что Наполеон несет с собой величайшую трагедию, в том числе и для тех, кто так восторженно его приветствовал?

Переходя к юбилею Толстого, сразу следует сказать: о нем написано столько, что если собрать написанное вместе, то получится целая библиотека. Его жизнь и творчество исследовали многие выдающиеся люди, среди которых можно назвать Ивана Бунина и Максима Горького, Ромена Роллана и Стефана Цвейга, Георгия Плеханова и Владимира Ленина, Махатму Ганди и Марка Алданова, Андре Моруа и многих других. Приведу некоторые высказывания о нем.

Из книги Ромена Роллана «Жизнь Толстого»: «Война и мир» – это обширнейшая эпопея нашего времени, современная «Илиада». В ней целый мир образов и чувств. Над этим человеческим океаном, катящим несметные волны, парит великая душа, которая с величавым спокойствием вызывает и укрощает бури. Множество раз перечитывая гениальное творение Толстого, я вспоминал Гомера и Гете».

Максим Горький: «60 лет звучал суровый и правдивый голос, обличавший всех и вся, он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как и вся остальная наша литература… Толстой – это целый мир. Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».

Андре Моруа: «Никогда не было написано ничего более прекрасного, более человечного, более необходимого, чем «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого».

Но Толстой был не только великим писателем, но и великим мыслителем, взгляды которого на человеческую жизнь, его нравственные искания имеют для человечества непреходящее значение.

Что толку от революций, писал Толстой, если человек нравственно несовершенен, если все его помыслы направлены только на собственное обогащение, ради которого он готов идти даже на преступление. Какая может быть гармония в обществе, спрашивает он, если каждый думает только о себе и о собственном благе, оставаясь совершенно безразличным к окружающим его людям.

Что такое человеческая жизнь, в чем ее смысл, для чего рождается человек, что такое смерть? – вот вечные вопросы, над которыми всю свою жизнь мучительно думал Толстой.

Известно, что, в отличие от художественных произведений, нравственно-этические и религиозные труды Толстого в СССР не издавались, поэтому почти неизвестны широкому читателю. Тем более интересно взглянуть на некоторые стороны нашей сегодняшней жизни его глазами.

Но прежде напомню некоторые эпизоды из жизни Толстого, показывающие направление его духовных исканий.

Уже в детстве он проявлял живой интерес к жизни людей. Его старший брат Николенька как-то объявил, что знает тайну, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, ни неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга. Эта тайна написана на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага. Толстой искал эту палочку всю жизнь. В молодости он много читал, особенно увлекался Жаном Жаком Руссо, долгие годы носил медальон с его портретом. Решил посвятить себя образованию, создал десятки школ, сам преподавал в них. Служил на военной службе на Кавказе, участвовал в боях за Севастополь. После выхода в 1852 году повести «Детство» 24-летний офицер Толстой сразу становится известным писателем.

После службы некоторое время он живет в Петербурге, затем переезжает в Ясную Поляну, где и проживет до конца своей жизни.

В 1862 году в возрасте 34 лет он женился на Софье Андреевне Берс, дочери московского врача, и зажил, как он сам говорил, счастливой семейной жизнью. Эта счастливая жизнь продолжалась до 1869 года, когда с ним случилось событие, названное им самим «арзамасским ужасом», перевернувшее всю его последующую жизнь. Счастливый Толстой, автор уже вышедшего из печати романа «Война и мир», сразу сделавшего его по всеобщему признанию великим писателем, любимый муж, граф, богатый помещик августовским утром 1869 года отправился в веселом настроении в Самарскую губернию для приобретения нового имения, «движимый любовью к семье и хозяйству». Ехали на лошадях, весело болтали. Наступила ночь. «Я задремал, – пишет Толстой, – но вдруг проснулся: мне стало чего-то страшно. Вдруг представилось, что мне не нужно, незачем в эту даль ехать, что я умру тут, в чужом месте. И мне стало жутко». Путники решили заночевать в городе Арзамасе. «Я взял подушку, – пишет дальше Толстой, – и лег на диван. Когда я очнулся, никого в комнате не было и было темно. Заснуть, я чувствовал, не было никакой возможности. Зачем я сюда заехал? Куда я везу себя? От чего, куда я убегаю? Я убегаю от чего-то страшного, и не могу убежать. Я вышел в коридор, думал уйти от того, что мучило меня. Но оно вышло за мной и омрачило все. Мне так же, еще больше, страшно было.

– Да что это за глупость, – сказал я себе. – Чего я тоскую, чего боюсь?

– Меня, – неслышно отвечал голос смерти. – Я тут. Я лег было, но только что улегся, вдруг вскочил от ужаса. И тоска, и тоска душевная, жутко, страшно. Что-то раздирало мою душу на части и не могло разодрать».

Так счастливый и радостный Толстой, автор величайшего романа в мире, в один миг оказался в глубочайшей душевной растерянности. «Зачем мне это имение, если смерть неизбежна?» – спрашивает он. Позже в «Исповеди» Толстой продолжает эту тему: «Среди моих мыслей о хозяйстве, которые очень занимали меня в то время, мне вдруг приходил в голову вопрос: «Ну хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии, 300 голов лошадей, а потом? И я совершенно опешивал и не знал, что думать дальше. Или, начиная думать о том, как я воспитаю детей, я говорил себе: «Зачем?» Или, думая о той славе, которую приобретут мне мои сочинения, я говорил себе: «Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, – ну и что ж?» Зачем это все, если смерть неизбежна».

После «арзамасского ужаса» Толстой постепенно отходит от земных благ, отказывается от европейской одежды, приходит к мысли о ненужности писательской деятельности (к счастью, художественный дар был в нем так велик, что ему не удалось заглушить его до конца и он создал еще много прекрасных произведений, включая «Анну Каренину», «Воскресение», «Хаджи-Мурата») и погружается в размышления о смысле человеческой жизни.

С присущей ему основательностью по-новому принимается за изучение древних и новейших философов, причем, владея многими языками, буквально исследует авторов в оригинале.

Толстой пришел после «арзамасского ужаса» к логичному осознанию: жизнь бессмысленна. «Но как же тогда живут миллиарды простых людей и не убивают себя, если жизнь бессмысленна? – спрашивает Толстой. И осознав, что разумом этого понять нельзя, он обращается к вере. – Во все продолжение этого года, когда я почти всякую минуту спрашивал себя: не кончить ли петлей или пулей, – во все это время, рядом с теми ходами мыслей и наблюдений, о которых я говорил, сердце мое томилось мучительным чувством. Чувство это я не могу назвать иначе, как исканием бога», – пишет Толстой. И дальше: «Я отрекся от жизни нашего круга, признав, что это не есть жизнь, а только подобие жизни, что условия избытка, в которых мы живем, лишают нас возможности понимать жизнь, и что для того чтобы понять жизнь, я должен понять жизнь не исключений, не нас, паразитов жизни, а жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей».

И Толстой погружается всей душой в православие, начинает посещать церковь и исполнять все обряды. Он основательно изучает жизнь и учение Иисуса Христа.

Однако он видит, что большинство церковных служб и обрядов не имеют отношения к учению Христа, и церковь не может их объяснить. Он глубже вглядывается в церковное учение. И вообще, задается вопросом: почему христианская истина не в католицизме, не в лютеранстве, а именно в православии? Почему христианская религия вообще распалась на множество вероисповеданий и сект, которые друг друга не понимают? Ведь это как раз то, от чего предостерегал Иисус Христос! Почему нельзя ради единой веры подняться выше межконфессиональных распрей и создать единую христианскую церковь? Но такие его высказывания воспринимаются чуть ли не враждебно.

Он отходит от церкви и пишет два замечательных по своей искренности трактата: «Исповедь» и «В чем моя вера?», в которых со всей свойственной ему прямотой высказывается о церкви. Его обвиняют в ереси, отлучают от церкви и предают анафеме. Но в результате его вера в учение Христа еще больше укрепляется. Он приходит к выводу, что все четыре Евангелия переведены на русский язык неверно, объединяет и переводит их с греческого оригинала под названием «Четвероевангелие» с собственными подробными комментариями («Четвероевангелие» вышло в 2001 году в серии «Антология мысли» с послесловием Александра Меня об отношении церкви к Толстому). Становится все больше приверженцев идей Толстого, называвших себя «толстовцами», хотя он разъясняет всем, что у него нет собственного учения, что он исследует только истинное учение Христа, незамутненное церковью. Позже он напишет книгу «Учение Христа».

Однако его собственная жизнь помещика и барина никак уже не вяжется с теми христианскими идеями, которых он придерживается. И он решается уйти из семьи. 28 октября 1910 года рано утром он покидает Ясную Поляну, едет в мужской монастырь «Оптина Пустынь», проводит там ночь и покидает его, поскольку как отлученный от церкви не может там оставаться. Направляется, как он выразился, куда-нибудь на Кавказ (Кавказ, как видно, привлекал Толстого до конца его дней). Как говорят, билет был до станции «Беслан». В пути в сторону Ростова-на-Дону у него обнаруживается высокий жар от воспаления легких и на станции «Астапово» он сходит с поезда. Через неделю, 7 ноября 1910 года (по старому стилю), один из величайших людей мира скончался в доме начальника железнодорожной станции.

Последними словами его были:

– Истина… Я люблю много.

Суть религиозных и нравственно-этических взглядов Толстого кратко можно свести к следующему. Человек создан Богом, Который проявляет себя в нем: каждый человек есть частица Бога. Нам не дано знать, зачем Богу это нужно и почему именно в такой форме. Но жизнь, которую Он нам дал, состоит из физического тела, и в этом смысле мы – дети своих родителей и духовной сути. И в этом смысле мы – дети Бога. Люди неправильно живут, когда каждый старается получить для своего физического «я» как можно больше добра. Чем больше он получает материальных благ и всяких удовольствий, тем ему хочется еще больше. И он завидует тем, которые добыли то, чего нет у него. При такой жизни людям не миновать отнимать друг у друга эти блага, бороться друг с другом, ненавидеть друг друга, в результате чего их жизнь становится несчастной. Поэтому нужно жить не для тела, а для души. А это значит – не ненавидеть друг друга, а любить. Чем больше человек будет любить других людей, тем более он будет счастлив сам. Именно только любовь может спасти человечество от погибели. Не революции, не всякого рода переустройства общества, а любовь. Потому что из плохих людей нельзя создать хорошую общую жизнь, убежден Толстой, как нельзя из гнилого зерна испечь хороший хлеб. Поэтому люди должны совершенствоваться духовно и нравственно. Только этот путь может привести человечество к счастливой жизни, иначе гибель его рано или поздно неизбежна.

Идеи Толстого, будем реалистами, вряд ли когда-нибудь в полной мере воплотятся в жизнь, но людям нужен идеал, к которому они должны стремиться.

Идет ли человечество по этому пути? Сегодня вряд ли у нас есть основания для положительного ответа на этот вопрос, и наглядным свидетельством тому могут служить недавние события в Южной Осетии, да и вообще весь уклад нашей сегодняшней жизни. Можно легко проследить, по какому пути идут люди, на примере наиболее известных литературных персонажей прошлого и настоящего.

Наиболее популярный герой 40-х годов XIX века – господин Чичиков – промышлял, как известно, покупкой мертвых душ с целью получения крупной ссуды под якобы имеющихся у него крепостных душ. Такое занятие в те времена воспринималось обществом как нечто невероятное с нравственной точки зрения, поэтому Чичиков как огня боялся раскрытия истинного смысла своей деятельности.

Его преемника Остапа Бендера, промышлявшего уже в ХХ веке отнятием чужих драгоценностей и миллионов, мнение общества и его нравственные ценности особо не волновали. Для него главное – не выходить за рамки уголовного кодекса.

Герой романа современного классика Алексея Иванова «Блуда и МУДО» Манжетов занимает должность руководителя департамента образования. Между страстными речами Манжетова о воспитании детей и создании им наилучших условий для летнего отдыха обнаруживается тайная его деятельность, направленная на то, чтобы приватизировать и продать как можно выгоднее для себя здание для детей муниципального учреждения дополнительного образования (МУДО), расположенное за городом в одном из живописных мест на берегу реки. При этом внешне респектабельный, деловой, болеющий как бы за воспитание молодого поколения, Манжетов внутренне занят мыслями только о себе и собственном благополучии, причем ни нравственность, ни уголовный кодекс его особо не волнуют, поскольку, как он полагает, в наше время и то и другое можно купить.

Сегодня много говорится о недопустимой пропасти между официальными доходами богатых и бедных в стране. По этому показателю мы обогнали, пожалуй, уже все страны мира. Но давайте посмотрим, откуда корни этой дистанции. Государственная дума своими законодательными актами установила минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в стране в размере 2300 руб. В то же время депутат Думы сам имеет месячный легальный доход (речь не идет о нелегальном) в 100–150 тыс. руб., то есть в 40–50 раз больше, чем МРОТ. Можно по-всякому объяснять подобные пропорции (хотя таких пропорций ни в одной стране нет), но то, что это абсолютно безнравственно, не может вызывать ни малейшего сомнения. Но Дума пошла еще дальше. Она разделила всех работающих на две категории: на государственных служащих и всех остальных. По этой схеме, например, профессор государственного университета, чьи научные и педагогические труды широко известны, государственным служащим не является. А вот клерк в любой административной структуре таковым является. Но еще интереснее то, что пенсия этому клерку установлена в размере 75–80% от зарплаты, в то время как у профессора она не превышает 30%. Можно ли после этого говорить о какой-либо нравственности принимаемых законов? А ведь безнравственные законы порождают безнравственность в обществе!

Сегодня еще больше, чем о глубокой пропасти между доходами богатых и бедных, говорится о коррупции, которая в России приняла уже характер общенациональной катастрофы. Судите сами. По данным руководителя группы экономистов профессора Марата Мусина, разработавшей комплексную систему раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономики, выявлено («АиФ», № 50, 2007 г.), что за пять лет из бюджетов всех уровней и организаций в государственной собственности напрямую через коррупционные каналы было похищено 2 трлн руб., выведено из бюджетных средств в теневую экономику 3 трлн, собран конкретный материал, чтобы предъявить обвинение по фактам хищений и сокрытия доходов в объеме 10,5 трлн (или 18,3% ВВП) конкретным фигурантам.

По данным Георгия Сатарова, три года назад коррупционные услуги в 2,5 раза превысили федеральный бюджет, а коррупция в России за четыре года выросла почти в десять раз. Откаты достигают уже 60%. Эти данные говорят о том, что в стране произошло полное срастание государственных чиновников с крупным капиталом, а коррупционные связи между ними приобрели всепроникающий характер. В такой ситуации не то что о нравственности – о простых человеческих отношениях не приходится говорить.

Но самое опасное состоит в том, что многие относятся к коррупции уже как к нечто само собой разумеющемуся. По данным официальных опросов, более 60% населения не видят уже в коррупции ничего предосудительного и готовы решать свои проблемы с помощью взяток.

Я иногда провожу беседы со студентами на эти темы и заметил: со временем у них тоже меняется отношение к этому явлению. Если раньше они в основном осуждали его, то теперь можно услышать и такое мнение: «Надо идти в ногу со временем». И это самое печальное. То есть явления коррупции уже становятся как бы стилем жизни, ее повседневностью.

Сегодня много говорится и пишется о том, что нам нужно идти по западному пути, побыстрее переняв его ценности. Но ведь уже не секрет, что западная цивилизация, имеющая действительно великие достижения, по мнению многих исследователей, идет к своему закату. И неудивительно, что «ценности» этой цивилизации, которые мы особенно усердно перенимаем, таковы: проституция, демонстрации геев, разрушение семьи, массовая поп-культура, порнография, взаимное отчуждение людей и многое другое.

Не сбылись мечты великих утопистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна о том, что промышленная революция, положенная в основу западной цивилизации, принесет людям долгожданное счастье. Техника, как показал особенно ХХ век, освобождая людей от тяжелого физического труда, тем не менее счастливыми и более нравственными их не делает. Можно вспомнить и другого мечтателя, кремлевского, который полагал, что коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны.

Но ведь все это – как раз то, отчего так горячо предостерегал людей Лев Николаевич Толстой.

Всю жизнь искал он зеленую палочку, с помощью которой хотел сделать людей счастливыми, но так и не нашел. Найдет ли ее человечество?..

 

Зураб ХАДОНОВ,

заслуженный деятель науки России, Северной и Южной Осетий, профессор, доктор технических наук.