06 декабря 2024

ОСЕТИНСКИЙ КОННЫЙ ПОЛК

27.07.2024 | 20:38

Война – всенародное бедствие. Но именно в это тяжелое время испытаний раскрываются лучшие черты народного характера: патриотизм, твердость духа, готовность послужить общему делу, самопожертвование, мужество и доблесть. В тяжелый для страны час государство призывало на защиту Отечества лучших своих сынов. И всякий раз в первых рядах защитников Родины оказывались представители маленького осетинского народа. А репутацию мужественных воинов они заслужили давно. В царской армии, где никогда не было деления по национальному признаку, все же существовали три части, сформированные из представителей одной нации. Это Дагестанский конный полк, Туркменский и Осетинский конные дивизионы.

Впервые Осетинский дивизион был сформирован в составе Терско-Горского конного полка во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Совершив массу подвигов, показав героизм и отвагу, осетины заслужили высокую оценку своей ратной службе, и дивизион получил Георгиевское знамя.

Вскоре после окончания войны дивизион был расформирован, о чем в Осетии сожалели, и не раз различные делегации просили Государя Императора восстановить его. После введения в 1886 г. в России всеобщей воинской обязанности, по которой призыву подлежало только христианское население, осетины-мусульмане добились права на равных с православными осетинами нести воинскую службу. Для этого 10 июня 1890 г. вновь был сформирован Осетинский конный дивизион, командиром которого стал полковник А.Э. фон Крузенштерн. 3 ноября 1899 г. во Владикавказе в торжественной обстановке дивизиону был вручен штандарт. Освящение штандарта совершил епископ Владикавказский и Моздокский Владимир, после чего чины дивизиона были приведены к присяге, и начальник дивизии вручил штандарт коленопреклоненному командиру дивизиона полковнику М.А.Лыщинскому. В тот же день полковник Лыщинский издал приказ по дивизиону, в котором были такие слова: «Пусть отныне облик Святого Георгия, красующийся на нашем штандарте, будет служить нам всегда и везде напоминанием благословения Божьего, данной клятвы на верность и путеводной звездой на славу нашего дивизиона».

В последующие годы командирами дивизиона были полковники Г.Г.Ткаченко, В.Д.Сердаковский, Н.Н. фон дер Нонне, А.А.Яхонтов, а к началу Первой мировой войны дивизион возглавил полковник Сафарбей Мальсагов. К этому времени дивизион квартировал в г. Ставрополе и входил в состав 3-й Кавказской казачьей дивизии. Его рядовой состав (всадники) целиком состоял из осетин, а вот среди офицеров были представители разных национальностей. На 1912 г. в дивизионе служили: полковник Мальсагов, ротмистры Василий Панфилов, Георгий Кануков, Владимир Крылов, Давид Абациев, штабс-ротмистры Константин Кобиев, Федор Сыцянко, Николай Гуржибеков, поручики Георгий Махатадзе, Борис Нагайбаков, Юсуп Макуев, корнеты Михаил Абациев, принц Нуси-Ага, Решид Шамилев, Борис Осиповский и прапорщик Николай Цаллагов.

С началом Первой мировой войны в июле 1914 г. Осетинский конный дивизион в составе своей дивизии сразу же отбыл на фронт, и уже в первых числах августа осетины перешли австрийскую границу. 13 и 14 августа 1914 г. 3-я армия, в которую входила 3-я Кавказская казачья дивизия, нанесла ряд поражений неприятелю, и он поспешно стал отступать. Осетинский дивизион вместе с другими конными частями бросился преследовать противника. В результате было захвачено 10 ООО пленных и 60 орудий.

Вскоре полковник Мальсагов получил в командование 1-й Дагестанский конный полк, а Осетинский дивизион возглавил подполковник Владимир Крылов. Война есть война и, к сожалению, сражения не обходились без потерь. Из офицеров в боях весной 1915 г. погибли корнеты Михаил Каиров и Владимир Щеглов. Храбрый корнет Щеглов посмертно был награжден орденом Св. Георгия 4-й степени.

В последующие месяцы Осетинский дивизион сражался в предгорьях Карпат и Галиции, прикрывая отступление русской армии. Всадники-осетины воевали мужественно и не раз получали благодарности от начальства. Но в дивизионе по-прежнему было лишь две сотни, а желающих послужить Отечеству было предостаточно. Несколько раз представители осетинского народа во главе с отставными генералами А.Борукаевым и И.Гайтовым и другими влиятельными лицами просили Государя Императора развернуть дивизион в полк. Николай II внял их просьбам, и осенью

1915 г. последовал приказ о переформировании дивизиона в полк. Осетинский дивизион был снят с фронта и 14 сентября 1915 г. выступил из г.Слуцка через г.Бобруйск в г.Армавир, куда прибыл 20 октября 1915 г. По новым штатам, в Осетинском конном полку должны были числиться: 22 офицера, 3 врача, 1 чиновник, 868 строевых и 83 нестроевых нижних чина (всадников), всего 977 человек.

26 декабря 1915 г. подполковник Крылов доложил начальству, что формирование полка закончено, а на следующий день он сдал полк новому командиру полка полковнику Абдулла-беку Табасаранскому, прибывшему из 1-го Дагестанского конного полка. В эти же дни полку было вручено Георгиевское знамя бывшего Осетинского дивизиона, полученное за отличия в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. После расформирования дивизиона знамя хранилось во Дворце начальника Терской области. К этому радостному событию прибавилось еще одно: вахмистры Виссарион Хадиков и Константин Сокаев за боевые отличия получили Георгиевские кресты 1- й степени и стали полными Георгиевскими кавалерами. Виссарион Хадиков вскоре был произведен в прапорщики и продолжил службу уже офицером.

В начале января 1916 г. полностью укомплектованный Осетинский конный полк отбыл на фронт. В его рядах состояли: командир – полковник Табарасаранский; помощники командира полка – подполковники Крылов и Кобиев; командиры сотен – поручик Юшков, подъесаул Белогорцев; штабс-ротмистр Обухов; поручик Смирнов; штабс-ротмистр Чистяков; капитан Меркулов, а также ротмистр Панфилов, капитан Дзугаев, штабс-ротмистр Нагайбаков, поручики Шамилев, Торчинов, Цаллагов, Макуев, Мальсагов; сотник Стороженко; корнеты Дзугаев, Кокаев, Церпицкий; прапорщики Бакрадзе и Кошуба.

Прибыв на фронт, Осетинский конный полк вновь вошел в 3-ю Кавказскую казачью дивизию, составив с 1-м Дагестанским конным полком 2-ю бригаду. Из Буковины дивизия была переведена в Полесье и включена в состав 4-го конного корпуса генерала Гилленшмидта. Летом 1916 г. началось наступление Юго-Западного фронта, а в бездонных трясинах Полесья без всякой пользы завязло семь превосходных конных дивизий, о них словно забыли. Но они дождались своего часа и, посланные в наступление, наголову разбили германцев в боях у Гапузии, Волчецка и Маневичей. Вскоре после Февральской революции в командном составе полка произошли некоторые изменения. В него стали переводить офицеров-осетин из различных частей. В полк прибыли: полковник Василий Тускаев, ротмистр Павел Кибиров, корнеты Георгий Дзодцоев и Александр Казбек, прапорщики Николай Гульдиев и Хакудзо Босиев. А 26 мая 1917 г. новым командиром полка был назначен полковник Василий Хетагуров. Впервые за долгие годы во главе полка стал командир – осетин. Для полковника Хетагурова было почетно повести в бой земляков, хотя и непривычно после многолетней службы в Терском казачьем войске.

Когда началось летнее наступление русской армии, 3-я Кавказская казачья дивизия приняла в нем активное участие. Несмотря на то, что под влиянием большевистской пропаганды армия начала разваливаться, Осетинский полк еще сохранял боеспособность. Благодаря этому ему поручали самые ответственные задания.

В июле 1917 г. пехотные части, бросив фронт, стали беспорядочно отступать. Прикрывать это позорное бегство у города Монастержиско пришлось Осетинскому полку, и 11 июля произошла трагедия. В Монастержиско хранились большие запасы боеприпасов, и в город послали саперную команду взорвать их. Саперы взорвали склады, не предупредив осетин, продолжавших сражаться на окраине города. В результате погибли полковник Хетагуров и несколько десятков всадников. Все это произошло на глазах у генерала П.Н.Врангеля, который в те дни командовал корпусом и выехал в Монастержиско сообщить осетинам об отступлении.

Тело полковника Хетагурова было найдено, его привезли во Владикавказ и предали земле в ограде Осетинской церкви. К сожалению, позднее его могила была утеряна и ныне ее место неизвестно.

После гибели полковника Хетагурова Осетинский полк возглавил войсковой старшина Петр Занкисов из 1-го Кизляро-Гребенского полка. В командовании он пробыл до 9 сентября 1917 г., когда по болезни сдал полк подполковнику Хаджимуссе Дзугаеву.

При подполковнике Дзугаеве Осетинский полк был выведен из состава 3-й Кавказской казачьей дивизии и включен в состав формируемого Кавказского туземного конного корпуса. В конце сентября 1917 г. части Туземного корпуса прибыли в Терскую область, где развертывание корпуса продолжилось. Начал формироваться 2-й Осетинский конный полк, командиром которого стал полковник Григорий Келлер. Оба Осетинских полка составили 2-ю бригаду полковника Якова Хабаева и вошли в состав 2-й Кавказской туземной конной дивизии, начальником которой был назначен генерал лейтенант Хоранов. Но больше в едином строю всадникам-осетинам воевать не пришлось. К январю 1918 г. осетинские полки фактически распались, а официально их расформировали в мае 1918 г.

Бывшие однополчане по Осетинскому конному полку после октября 1917 г., избрав каждый свой путь, оказались на разных сторонах братоубийственной войны. Но все они остались в истории полка.

По книге Ф. Киреева «Герои и подвиги».